О методологии Адизеса

Понимание и признание проблемы — первый шаг к ее решению.

Проблема

Хорошие люди плохо взаимодействуют друг с другом…

В компаниях, которые я вижу и с которыми работаю, управленческие должности занимают опытные и талантливые люди. Не нужно быть гением, чтобы заметить, что трудности, которые испытывают компании, связаны не со способностями этих людей делать свою работу, а с их взаимодействием друг с другом. Такие проблемы не решаются заявлениями в стиле «давайте жить дружно» или «веревочными» тренингами командообразования. К сожалению.

До тех пор, пока мы не улучшим качество взаимодействия ключевых людей в процессе выработки, принятия и внедрения решений, нам придется наблюдать упущенные
— результативность,
— эффективность и
— удовольствие от работы.
Нам придется менять одних талантливых людей на других, оттягивая время до следующего разочарования.

Что помогает

  1. Помогает одинаковое понимание ключевыми людьми механизмов функционирования любого бизнеса и выработка «единого языка».
    Без этого люди видят противоречия там, где их нет.
  2. Помогает точная диагностика положения дел, проведенная сообща с использованием одинаково понимаемых определений и механизмов.
    Без этого люди видят и предлагают решения, которые приходится отвергать или игнорировать.
  3. Помогают совместно разработанные формулировки миссии и стратегии компании, отражающие понимание, амбиции и ценности команды.
    Без этого люди тянут «телегу» в разные стороны, и даже не замечают этого.
  4. Помогают развиваемые навыки подбора взаимодополняемых команд и налаживания в них уважительного и конструктивного диалога.
    Без этого люди «спорят на пустом месте» и обижаются друг на друга.
  5. Помогает корректирование орг. структуры, правил взаимодействия между подразделениями и системы вознаграждения.
    Без этого люди не понимают, кто что и для кого делает, и на кого можно рассчитывать.

История

Программа обучения методологии Адизеса создана на основании 40-летнего опыта консалтинговой практики Ицхака Адизеса (Ichak Adizes) и его коллег в компаниях по всему миру, и изначально состояла из 6 дней лекционного обучения.

Я провожу тренинги-семинары по методолгии Адизеса с начала 2009 года.

При адаптации курса для российских руководителей пришлось повышать его практическую составляющую и сокращать время обучения без искажения оригинальных методик. В течение всего 2009 года курс подвергался корректировкам и доработкам, повышающим его полезность. В результате руководители в Москве и Санкт-Петербурге получили возможность пройти интенсивное краткосрочное обучение в формате семинара-тренинга с высокой степенью вовлеченности участников в процесс.

С 2011 года я провожу такое обучение исключительно в корпоративном формате.

Мнение

Меня часто просят охарактеризовать методологию Адизеса в несколько предложений. Вот, что я обычно отвечаю:

На сегодняшний день, в отличие от большинства других теорий управления, эта методология самая

  • функциональная,
  • структурированная,
  • комплексная и
  • глубокая.

Что это значит

Функциональная – методология базируется на четырех ключевых функциях менеджмента, которые понятны и близки пониманию любого руководителя. Благодаря этому легко провести параллели с повседневной работой и применить методики на практике.

Структурированная – не просто дает набор рекомендаций — что и как следует делать руководителю, а помогает понять смысл и взаимозависимость элементов. Такой подход, например, помогает увидеть связь каждой из четырех функций здорового менеджмента со стадией развития конкретной организации. Это позволяет руководителям принимать качественные решения, адекватные ситуации в их компании. Так же она дает удивительно ясные и четкие определения. Участники обучения видят разницу между понятиями, которые перепутаны в других теориях (менеджер/лидер; делегирование/децентрализация; продуктивность/эффективность; нормальные/аномальные/патологические проблемы и т.д.).

Комплексная – целостно рассматривает взаимосвязанные элементы системы, а не детализирует отдельные части в отрыве друг от друга в стиле «разработайте и внедрите хорошую систему KPI и будет вам счастье».

Глубокая – затрагивает ценности бизнеса и развеивает популярный миф о том, что бизнес существует только ради прибыли. Она помогает руководителям перестать стремиться к совершенству, навязываемому многими другими теориями, и испытывать сомнения в своей способности руководить. Вместо этого предоставляет инструменты построения взаимодополняющей команды и управления ей.

Темы обучения

Традиционно программа состоит из трех блоков:

  1. Mastering changes – Управление изменениями
  2. The Roles and Styles of Management – Роли и стили менеджмента
  3. The Structure and Lifecycles of the Organizations – Структура и жизненный цикл организации

Их наличие и глубина проработки в обучении зависит исключительно от конкретных задач и ситуации.

С Ицхаком Адизесом

С Ицхаком Адизесом