Не любишь продукт или компанию — уходи

Не то чтобы «вон отсюда!». А просто пора вставать и идти. Со спокойствием и уважением к себе.
В первую очередь это касается продавцов.

«С таким настроением слона не продашь»

Польза, которую компания приносит своим клиентам, приходит через продукт/услугу, которые она предоставляет. Это основное, зачем она существует. От этого зависит доход сотрудников и их профессиональное самоуважение.
Если человек не любит то, что продает, — как он будет это продавать? И какой у него мотив оставаться в компании? И куда его ведет этот мотив?
Формальное выполнение работы — всего лишь имитация. Клиент всегда чувствует наши сомнения, раздражение или апатию. Наше отношение формирует результаты компании. Это справедливо для всех организаций, в которых процветание зависит от решений клиентов, их повторных обращений и приверженности.

Уныние заразно

Трудно это не заметить.
Большинство из нас так устроено, что негативное состояние передается окружающим людям намного быстрее и удерживается ощутимо дольше, чем позитивное. Просто потому, что каждый из нас из своего прошлого вынес какие-то разочарования. И не так уж сложно спровоцировать их незаметный выход на поверхность. Нам нужно обладать высокой степенью осознанности, чтобы не находиться под влиянием состояния окружающих нас людей. Люди, которые работают рядом, сильно влияют друг на друга своим состоянием и поведением.

Идеального продукта и компании не существует

Да, ваш продукт и компания несовершенны. И никогда не станут.
Когда у нас что-то не получается, мы стоим перед выбором — оправдать себя или найти способы сделать дело. Объяснить причины своих неудач недостатками продукта, несовершенством бизнес процессов или завышенной ценой — очень легко. Но, так уж ли нам, на самом деле, нужно оправдать себя?

Зачем люди выбирают жаловаться на компанию, но продолжают работать в ней? В надежде, что когда она станет другой, то случится счастье?
Зачем чувствовать себя жертвой и ощущать, что ты вынужден здесь работать? Как это отражается на твоем самоуважении? Куда тебя это направляет? Насколько это наполняет тебя силой и желанием действовать?
Время нашей жизни ограничено. С каким качеством ты хотел бы её прожить?

Ответственность обоюдная

Выбор свободного человека.

Почему мы остаемся работать в компании, в которой не получаем удовольствие от работы? Потому что нами управляет страх неизвестности и недостаток уверенности в себе. Этот страх может оставлять наш потенциал нераскрытым бесконечно долго.
Твой выбор работать в конкретной компании с конкретным продуктом — это выбор свободного человека. Этот выбор происходит не только в момент, когда мы устраиваемся на работу, но и каждый день, когда срабатывает будильник. Ты можешь реализовать этот выбор осознанно.

Выбор компании.

Почему мы удерживаем в компании продавцов, которые не стремятся стать экспертами в продукте/услуге, а при невыполнении плана у них есть хорошие объяснения? Потому что мы мыслим в стиле «мы уже в него столько вложили, что нужно хоть как-то отбивать эти инвестиции» или «ну мы же не могли так ошибиться при найме» или «мы лучше все равно не можем найти». Или просто путаем профессиональную команду с семьей и надеемся, что со временем будут улучшения.
К таким последствиям приводят два типа управленческих ошибок. Первый — мы не создали в компании эффективную систему подбора, адаптации и обучения. Второй — мы не уделяли должного внимания атмосфере в компании, и, через какое-то время, оказалось, что кроме денег и естественного профессионального развития мы ничего людям предложить не можем.
— А этого не достаточно?
— Чтобы люди приходили на работу — достаточно. Чтобы делали минимум, при котором их не уволят и не будут ругать — тоже достаточно. Чтобы люди подстраивались под свои KPI и все жёстче и жёстче определяли свою сферу ответственности — достаточно. Чтобы регулярно отслеживали вакансии на рынке труда — более чем достаточно.

Что делать?

Для меня, как для сотрудника — всё очень просто. Я либо формирую в себе хорошее отношение к тому, чем занимаюсь, либо иду туда, где у меня это получится. Само по себе, без моих усилий это не происходит. Всегда что-то не совпадает с моими ожиданиями.
— А как же насчет «открыто говорить о недостатках компании, чтобы их исправили»?
— Чтобы говорить о недостатках компании, нужно начать с себя и знать, что ты сделал всё наилучшим образом. Сначала стать результативным и получать удовольствие от работы. Иначе разговор о недостатках компании — просто отговорки.
— Мне что, просто взять и уволиться, если меня многое не устраивает и я не могу это изменить?
— Да.
— Куда мне податься?
— Не знаю. Например, искать ту компанию, продуктом которой ты будешь восхищаться. Не ту, которая первая тебя примет и не ту, что предложит больше денег. А ту, в которой ты можешь почувствовать настоящую вовлеченность.
Конечно, может так оказаться, что не существует такого продукта и такой компании… Тогда ты можешь обнаружить, что дело в тебе. И тогда придется менять свое отношение к себе и жизни. И привить себе любовь к продукту и компании.
Или создавать свой продукт/услугу, став предпринимателем.
Оба варианта намного позитивнее, чем жалеть себя и работать с продуктом, который не нравится или в команде, которая не вдохновляет.

Для меня, как для руководителя — немного сложнее. Озадачиться тем, как мы отбираем людей в команду и как мы выводим их на «орбиту». Кто именно этим занимается? С какой квалификацией, каким отношением и ресурсами?

Лучше исправлять то, что сделано, чем сожалеть о том, что не сделано

Просто потому что действия приносят открытия и опыт. Из этих открытий и опыта становится понятно, как действовать дальше. Если твой уход, действительно, будет ошибкой, то её можно исправить. Я знаю массу примеров, когда человек уходил, а потом возвращался с новым отношением. Иногда на меньшие, иногда на те же или бОльшие деньги. И его принимали, видя произошедшие в нем изменения.

Работодателю нет смысла удерживать сомневающегося сотрудника. Иначе сотрудник будет ощущать, что делает одолжение и жертвует собой.
— Знаешь, тебе лучше найти другую работу. Такую, где ты сможешь получать удовольствие и хорошие результаты. Если ты почувствуешь, что это ошибка и мы для тебя на самом деле подходим — приходи, обсудим. А сейчас давай обсудим передачу дел.

Сотруднику нет смысла оставаться в компании, в которой он занимается не тем, чем хочет. Иначе он потеряет самоуважение и всё равно хорошо работать не будет.
— Знаешь, я понял, что не могу работать в этой компании так, как хотел бы. Эта команда достойна людей, которым нравится то, что они делают. Не хочу никого подводить. Я ухожу. Давай обсудим, как всё нужно завершить, чтобы мы расстались с хорошим отношением.

Компании нужны воодушевленные, развивающиеся сотрудники, уверенные, что на этот период жизни, это их место.
Сотрудникам нужно чувствовать себя нужными, получать удовольствие от работы и развиваться.
Здесь всё совпадает.

 

Итак — не любишь продукт или компанию — разберись с этим.

Сергей Калиничев
Ноябрь 2014