Харизма

Харизма, это как очень красивый пистолет в вашей руке.
Люди не могут оторвать от него свой взгляд. Каждый — по своим причинам. Кто-то восхищен его красотой, кто-то напуган. Кто-то сравнивает со своим пистолетом и замышляет доказать, что у него не хуже или даже лучше. У кого-то всё одновременно. Но никто не равнодушен.
И это может принести вам, как ощутимые преимущества, так и существенные проблемы.

Неуправляемая харизма, это как очень красивый пистолет в вашей руке, который вы не можете выпустить…
Это проблема сама по себе, потому что реальная в нем необходимость возникает не часто. А все остальное время он провоцирует ненужные переживания у окружающих.

Миф
Самое распространенное заблуждение в области подготовки руководителей, с которым я сталкиваюсь, звучит так — руководителю, чтобы быть лидером, нужно обладать харизмой… Другими словами, харизма — это то, что переводит нас в область высокой влиятельности за счет эмоционального воздействия на людей.
Не спешите…

Определения словарные
В интернет источниках мы можем найти определения харизмы, которые сводятся:
— либо к божественному дару, заставляющему людей безоговорочно/безусловно верить в правоту носителя этого дара,
— либо к косвенному описанию того, что мы называем талантом, выдающейся способностью или гениальностью.

Другими словами, НАСТОЯЩЕГО ЛИДЕРА от обычного руководителя должно отличать наличие мистического магнетизма и/или гениальности.
Что тут сказать? Такие представления просто указывают на присутствие у нас иррациональных страхов и недостаток понимания.
Нам с вами это не нужно.

Понимание феномена
Если мы внимательно присмотримся и не будем искать подтверждение словарным статьям, то сможем обнаружить, что носителями харизмы принято называть тех, кто демонстрируют отсутствие сомнения в том, что они делают и говорят.
Если мы заметим составляющие, то увидим, что это смесь:
1. высокой компетентности («я понимаю как это работает»),
2. уверенности в своей правоте («я вижу картину целиком, а вы нет») и
3. смелости НЕ быть «хорошим» для окружающих («мне не важно, нравится вам это или нет»).
Другими словами, феномен харизмы можно описать, как глубокую уверенность в своих действиях и решениях, которая считывается именно в плоскости поведения — мимике, жестах и интонациях.

Если это увидеть, то становится понятно, что харизмой называют поведенческий образ, который используется для произведения впечатления на окружающих людей.

Как следствие, харизматичными мы называем тех, кто вызывает в нас смесь восхищения, зависти и страха. В каждом отдельном случае — в разных пропорциях.

Чтобы испытывать чистое восхищение, без примеси зависти и страха, нам нужно:

  • или обладать высокой степенью принятия себя и осознанностью
  • или не работать в команде этого человека, а наблюдать издалека.

Таким образом, если мы — обычные люди, с присущим нам недостатком хорошего отношения к себе, то в нас возникает восхищение с оттенками зависти и страха. «Наверное, он знает что-то, что мне не доступно… Надо же, как он крут! Похоже, он может зайти очень далеко… Готов ли я к прямому противостоянию? Может со мной что-то не так?»
Не трудно заметить, что такие мысли и ощущения не добавляют нам желания делать работу по-настоящему хорошо (действовать смело, проявлять инициативу, работать в команде, заботиться о клиентах).

Хочу харизму!
Хотите приобрести харизму? Никаких проблем! Если в области, в которой вы, действительно, компетентны, вы начнете демонстрировать непоколебимую уверенность в том, что вы говорите и делаете — люди увидят в этом харизму.

И чем меньше вы будете объяснять, откуда взялась ваша уверенность, тем большее впечатление вы будете производить и тем более харизматичным вас будут воспринимать. А если добавите к своей уверенности проявление эмоций (любых) и ослабите страх конфликта — вы король харизмы! А если еще возьметесь критиковать остальных за недостаток их разумности — вы гневный бог харизмы. А если вы свыкнитесь с этим образом и будете получать от него удовольствие — то вы и есть сама харизма. 🙂
Не так уж трудно привить себе эти поведенческие навыки, если очень захотеть и набраться смелости.

Краткосрочная польза
Сотрудникам часто не хватает уверенности в выбранном направлении. Просто потому, что у них нет видения и они выбрали следовать чужому. Ваша уверенность им может очень помочь. Если вы хотите, чтобы они двигались на вашей энергии…

Если вы хотите, чтобы сотрудники делали работу, черпая энергию у себя внутри, вам придется добиваться именно этого. И неуправляемая харизма в этом очень мешает. Она действует, как подмена — «У меня нет видения, и смелости, но рядом есть «папочка» или «мамочка», за которым (которой) я пойду. Моя задача делать так, чтобы ему (ей) нравилось».

Оно вам нужно?
Если вы руководитель, то неуправляемая харизма, приводит к неуправляемому снижению КПД ваших усилий. За желание произвести впечатление и почувствовать себя крутым, мы всегда платим высокую цену. Цена — чудовищный расход энергии и ресурсов. Работать вам придется очень много.

И есть что-то существенное, что вы от этого теряете. Например:

  • Вы не знаете, какая часть реакции сотрудника на то, что вы сказали, а какая на «пистолет» в вашей руке. Становится трудно оценить истинность желания выполнить задачу.
  • Люди всегда будут вести себя по-разному рядом с вами и без вас — кто-то не сможет быть продуктивен в момент взаимодействия с вами, а кто-то потеряет мотивацию в ваше отсутствие. Это ведет к разочарованиям.
  • Люди не склонны быть откровенны. Это ведет к недостатку информации о происходящем.
  • Ваша обучаемость в загоне. Вы склонны выдавать желаемое за действительное, потому что нужно поддерживать образ.

И для вас, как руководителя, это еще не самое разрушительное…

Кто звезда?
Настоящая проблема неуправляемой харизмы заключается в том, что звезда ВЫ, а не ваши люди. Это создает детско-родительский характер отношений. У сотрудников незаметно падает уверенность в себе рядом с её носителем и не появляется своей внутренней мотивации выполнять работу. Она подменяется внешней. Мы начинаем тащить или толкать людей к результату.

С возможными вытекающими:

  • Реактивная позиция сотрудников становится для них безопасной и выгодной. Вы можете не дождаться инициативы.
  • Развитие замедлено. Люди хотят понравиться вам, а не развиться в профессии.
  • Командная атмосфера подавлена. Людям легче взаимодействовать через вас, чем напрямую, и они соперничают за ваше одобрение.
  • Платим много. Люди всегда знают, сколько дополнительных денег будут компенсировать их трудности.
  • Лояльность лично к вам (что очень приятно), а не к бизнесу. При вашем выходе, бизнес страдает.
  • Они просто не могут воспринимать поставленную задачу, как свою. Соответственно — «кот из дома, мыши в пляс».
  • Сильные проактивные люди либо не приходят, либо покидают команду, не чувствуя в ней для себя места. Ее средний уровень мог бы быть ощутимо выше.

Если вы оцениваете себя, то проверочный вопрос очень простой:
Люди восхищаются ВАМИ или своей результативностью благодаря работе с вами?
Для второго харизма не нужна. Для второго достаточно сочетания скромности и навыков лидерства. Примеров множество, если присмотреться.

В итоге
Наверное, вы уже поняли, что я не помогаю руководителям развивать или усиливать харизму. Многие из них уже ей обладают. А кто не обладает — прекрасно могут обходиться без неё.
Я вижу своей задачей — помочь им управлять харизмой и развивать свою влиятельность с опорой на харизму или без.

Ваша влиятельность на пике, когда в центре значимости находится не начальник, а тот, кто хорошо выполняет работу и продуктивно взаимодействует с другими.
И, иногда, первое, что для этого нужно сделать — перестать размахивать своей харизмой и научиться ей управлять.
Для начала — расслабить непреодолимое желание быть правым, впечатлять или запугивать людей.

Успешная практика
Даже самые харизматичные руководители отмечают рост своей эффективности и результативности команды, когда берут под контроль свой характер и у них получается лучше управлять собой.
Даже самые нехаризматичные руководители начинают больше чувствовать поддержку и благодарность их команды, когда расслабляются на тему сравнения себя с другими и опираются на те сильные стороны, которые у них есть.
Рост моей эффективности, как тренера и коуча, так же связан со способностью оседлать этого дракона.

Чего и вам искренне желаю.

Сергей Калиничев
Март 2015